Сюжет кинокартины

1917 год. Доктор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, спасая больную чахоткой жену и детей, прибывает в Ташкент. Но ни климат Ташкента, ни политическая ситуация в революционном городе никак не способствуют выздоровлению жены Войно-Ясенецкого. Разруха, голод, гражданская война… Возглавив местный госпиталь, Войно-Ясенецкий ежедневно стоит у операционного стола, на который к нему попадают все – и красные, и белые, латыши, узбеки…

В это же время в Ташкенте выступает с лекциями доктор Михайловский, занимающийся проблемой переливания крови. Он гарантирует людям исцеление от всех болезней и, в конечном счете — полное бессмертие. В городе, где человеческая жизнь уже ничего не стоит…

Войно-Ясенецкий достойно переживёт арест, угрозу расстрела, избиение спасенными им от смерти солдатами, смерть жены…

Михайловский - сойдет с ума и покончит жизнь самоубийством.

Тема бессмертия – одна из центральных тем фильма.

Однажды, на улице пребывающего в хаосе города, Войно-Ясенецкий встретит бывшего оперного певца, ныне настоятеля местной церкви Мамонтова. Боясь расстрела, Мамонтов бежит из города… Войно-Ясенецкий, придя в церковь, увидит двери ее заколоченными.

Отныне и навсегда жизнь Войно-Ясенецкого изменится.

Продолжая лечить и писать свою книгу по гнойной хирургии, Войно-Ясенецкий вступит в борьбу с хаосом и, добровольно принимая на себя расстрельную статью, наперекор всему, примет сан и станет настоятелем местной православной церкви.

Впереди его ждут долгие годы служения и ссылки, забвение, жизнь на грани голодной смерти… Сталинская премия за книгу по гнойной хирургии, спасшую во время Второй Мировой Войны жизнь миллионам, и «Алмазный крест» за самоотверженную жизнь и подвижническое служение православной церкви.

Главное отличие фильма «Алмазный крест» от других проектов, затрагивающих религиозную тематику, в том, что создатели фильма не считают для себя возможным заходить в своих художественных изысканиях на территорию церкви.

Мы стараемся не допустить в фильме никаких специальных - провокационных для канона – ситуаций, драматизирующих снимаемую историю, что неизбежно возникает при изложении любой жизни на экране.

При создании фильма считаем недопустимым какую-либо «подтасовку», бросающую тень на церковь или её служителей. Никакого обсуждения, трактовки или своего мнения «по поводу», что часто пытаются – естественным образом – внести в своё произведение кинематографисты. Цель нашего проекта – другая.

Для сравнения, но без уничижения других картин.

Фильм «Поп». Главный персонаж - в целях усиления драматизма повествования - получается в результате неким коллаборационистом, а сам фильм, поскольку главный персонаж там - единственный выразитель идей церкви, намекает зрителю в результате на то, что это позиция всей церкви. Что не есть правда.

В центре же повествования «Алмазного креста»- мирской человек (для основного действия фильма взят этот период жизни В.Ф.Войно-Ясенецкого). Его образ «отвечает» только сам за себя, никак не претендуя на выражение идей церкви. Человек, живущий в мире, где царит хаос. Восток, Европа, белые, красные, басмачи и атаманы… Всё смешалось в Ташкенте той поры. Все здесь борются за власть, и все льют кровь… Беспощадно. Перед каждым человеком стоит вопрос: на чьей он стороне… Но как ответить, если власть в городе меняется чуть ли не ежедневно? Когда вся власть оказывается в руках людских — мир превращается в хаос. Посвятив всю свою жизнь спасению людей, врач - герой кинорассказа - обнаруживает, что каждый спасенный им живет для себя и никто - для мира… Двери церквей заколочены… Священники расстреляны… Помощи ждать неоткуда.

Наш кинорассказ - о человеке, который вступает в единоборство с хаосом. Отличие большого кино в том, что рядом высокохудожественных сцен есть возможность дать сильный экранный образ, несущий – без дидактики – важнейший смысл, остающийся в сознании зрителя навсегда. Являясь уникальным хирургом, герой фильма выставляет себя фактически заложником. Стражник храмовых дверей. Либо двери церкви растворите, либо - умрёте от ран. Пока я жив, я сделаю всё, чтобы двери храма были открыты.

Это рассказ о невозможности жизни без Бога. Не о жизни священнослужителей, что есть предмет особого рассказа, который не предназначен для сегодняшнего массового потребителя. «Алмазный крест» — кино о дороге человека, которая может достаться любому из нас. Но сил достанет - не каждому.

Служение в сане священника, каторга - это всё будет потом. Это - результат выбора. В фильме этого всего уже нет. Главное в нашем фильме – сам Выбор. Такая позиция создателей фильма дает отсутствие разночтений, сомнений в правильности съемки уклада и обрядов, характеров, поступков и поведения священнослужителя (что сложно было соблюсти при создании, к примеру, такого фильма как «Остров», и вызвало неоднозначное отношение священнослужителей и верующей части зрителя).

При создании фильма «Алмазный крест» есть уверенность в точности, достоверности и реалистичности воспроизведения жизни персонажей, что было весьма затруднено, к примеру, при создании фильмов «Раскол» или «Царь». Относительная временная близость изображаемых нашим фильмом событий позволяет надеяться на то, что «правда искусства» будет надежнее приближена к «правде жизни», что немаловажно при выборе темы – такой, как в фильме «Алмазный крест» .

Главное и очень современное и актуальное на наш взгляд.

В «Алмазном кресте» присутствует выбор человека, готового ради своих убеждений идти до конца. Кроме него было некому, и герой взваливает на себя этот «крест», который «алмазным» окажется значительно позже. Это кино для большого экрана и сегодняшнего массового зрителя. Для тех, кто «не холоден и не горяч»… Это кино про дорогу. Дорогу к Богу, по которой святитель Лука шел потом до конца, и многим, через распахнутые им двери, открылся Бог.